ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И
КУЛЬТУРНО–ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
МАРИЙ ЭЛ РЕСПУБЛИКЫСЕ "КАЛЫК
УСТАЛЫК ДА КУЛЬТУРКАНЫШ ПАША
ШОТЫШТО РЕСПУБЛИКЫСЕ
ШАНЧЕ-МЕТОДИК РЎДЕР" КУГЫЖАНЫШ
ТЎВЫРА БЮДЖЕТ ТOНЕЖШЕ

Русский обряд «Входины» или «Новоселье»

Русский обряд «Входины» или «Новоселье»

Загрузка плеера
 

Старинный русский обряд, который приносил в семью мир, богатство и благополучие: это – входины, а проще говоря – новоселье. Новоселье люди справляли с тех пор, когда появились первые жилища на Руси. Вхождение в новый дом носит приметы и традиции переезда и новоселья, которые идут с давних времен, многие из них кажутся непонятными. Но когда-то им придавали огромное значение. К началу закладки фундамента и строительства дома относились очень серьезно. Задолго до начала строительства начинали выбирать место. На предполагаемое место клали дубовую кору и наблюдали, много ли скопится жучков и червячков на ней. Если червячков было много, то место для строительства выбирали другое. Иногда сажали дерево и смотрели, как оно приживается.

Все обычаи переезда в новый дом, новоселья тщательно соблюдали. Считалось, что в момент переселения человек особенно беззащитен, так как находится в промежуточном состоянии, расставшись с прежним жилищем. Именно обряды помогали ему освоиться с переменами, делали процесс осмысленным, одухотворенным. Внимательно подходили к выбору времени. Переезд перед полнолунием являлся хорошим знаком. Где-то было принято переезжать в полдень или ранним утром, но никак не вечером. С появлением христианства старались въезд в новый дом совместить с праздником Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Для освоения новой территории привлекали домашнюю живность. Во двор первым заходил петух, а в дом – кошка. Думали, что нечистые силы заберут к себе того, кто первый переступит порог. Животное должно было взять на себя этот удар. К тому же кот выбирал себе самое уютное местечко, куда в дальнейшем ставили кровать или детскую колыбель.

Записано со слов Домрачевой Тамары Николаевны (1934 г.р.), Домрачева Анатолия Григория Анатольевича (1935 г.р.) жителей д.Маркелово Новоторъяльского района Республики Марий Эл.

Существовал и такой обряд при переезде: через открытую дверь (иногда окно) кидали веревку или нитку. Держась за нее, первый входил хозяин, затем женщины с детьми, чтобы было богатство, прибыток в этом доме. Они заносили доли старого дома в новый дом: иконы, свечи, пасхальные яйца. Все это устанавливалось в красный угол. Обязательно нужно было взять гостям с собой хлеб или тесто, мелкие монеты. Это отгоняло злых духов и символизировало достаток. Заносить их поручали людям, у которых уже есть дети, лучше беременной женщине. Также хозяйка напоследок топила прежнюю печь, варила в ней кашу. А разогревала ее уже в новом очаге.

Важной задачей было перевезти в новое жилище домового, охранявшего покой домочадцев долгие годы. Для этого надо было прихватить с собой или старый веник со словами «Вот тебе дедушка-соседушка и пристанище из старого дома» (записано со слов Чесноковой Клавдии Петровны).

Обряд новоселья имеет глубокое значение, в том числе и психологическое. Отведав кушанье в пока еще неосвоенном пространстве, чувствуешь себя комфортнее и увереннее. Так люди заявляют о себе и утверждаются. Без новоселья домовик мог покинуть избу, решив, что хозяева скупятся. Поздравляли новоселов родные, обязательно дарили хлеб да соль для богатства. Заполучить первым гостем мужчину щедрого, хозяйственного, уважаемого в поселении считалось удачей и предзнаменовало ладную, благополучную жизнь. Угощеньем служили холодец, вареники и т.п. Основным блюдом был каравай, стоявший во главе застолья, украшенный гроздьями калины. Но по-настоящему обжитой изба становилась только после важных семейных событий, если кто-то рождался, умирал или женился.

Место бытования: с. Елембаево Новоторъяльского района Республики Марий Эл. Записано со слов Чесноковой Клавдии Петровны 1907 г.р. уроженки Кировской области, жительницы д. Ексей-Елкино.

Формы бытования, выражения соответствующего явления. Как и любое важное событие в жизни человека, новоселье имеет свои традиции: древние, возникшие еще во времена язычества, и относительно новые. В древности устраивали празднование своей семьей. Позднее устраивался праздник для соседей и других жителей. Однако сегодня эти традиции соблюдаются не так часто - новоселье обычно сопровождается стандартным застольем с привычными для современного человека развлечениями.

Ценность культурного явления или формы выражения с исторической, художественной, этнологической, антропологической, лингвистической точек зрения. Дом старались построить летом. Строили всей деревней. Новоселье справляли осенью.

За подготовкой к семейному или корпоративному новоселью как-то забывается о старых добрых традициях, ритуалах, приметах. А ведь они действительно интересны. Говорят, что если поверить в примету или в действенность ритуала, то все обязательно сбудется.

Раньше считалось, что если не отпраздновать новоселье, то домовой сочтет хозяев жадными и невзлюбит их. А сейчас многие верят, что если не погуляешь на славу в честь новоселья - то жди неприятностей с новым жильем. По старой традиции новоселья в центре стола должен стоять каравай.

С языческих времен первым в дом входил самый старший член семьи мужского пола, и было это своего рода семейной «жертвой», приносимой языческим богам для того, чтобы те смилостивились и оберегали новое жилище. Считалось, что тот, кто войдет в новое жилье первым, умрет раньше других членов семьи. Уже после принятия христианства люди, продолжая соблюдать многие языческие обряды, решили, что отправлять человека в дом первым - это все равно, что посылать его на верную смерть. Зачем брать такой «грех на душу»?

Так первым в дом стали запускать домашнее животное - чаще кошку, так как она связана с нечистой силой, поэтому ей ничего не страшно. Еще спустя какое-то время традиция была дополнена новым ритуалом: кошку стали запускать в дом и оставлять ее там на ночь или на несколько часов. Хозяева уходили, а вернувшись через положенное время, смотрели - в каком месте находится кошка. Это место становилось «красным углом», потому что животное, якобы, выбирало самое светлое место. По другой версии, в этом месте ставили кровать.

Старый дом всегда оставляли в целости, сохранности и чистоте. Многие считали, что все плохое, оставленное в старом доме, обязательно со временем материализуется и в новом. Поэтому, покидая старое жилище, нужно оставить его пусть не в идеальном состоянии, но как минимум в порядке. Необходимо хотя бы вымести или лучше вымыть полы, вставить разбитые стекла в окна, починить кран в ванной, смазать скрипящие петли дверей и т.п. Вообще, старое жилье нужно покидать любя.

Одна из новых традиций или хорошо забытых старых - оставлять в старом жилье немного мелочи, например, на подоконнике или прямо на полу возле выхода. Считается, что это позволит бывшим хозяевам перейти в новый дом с материальной удачей, а новым - жить в достатке. И поныне сохранился древний обычай первым впускать в дом кота. При этом в дом стараются не входить до тех пор, пока кот не выберет место и не ляжет. Это место отмечают и ставят там кровать или колыбель. Все приглашённые обязательно приходят с хлебом и солью как символами благополучия и обилия. Когда готов пиршественный стол, на него водружают принесенный хлеб и ставят соль в солонке. Хлеба должно было быть много. Пол при этом устилают травой.

Раньше на новоселье никого не приглашали – просто украшали новый дом венком (крепили его на коньке). Венок плели из веток сосны, березы и вплетали полевые цветы. Венок означал, что заканчивается строительство, что в этом доме ждут гостей на новоселье. Добрые люди приходили сами, а недобрых хозяева не принимали и подарков от них не брали. Добрых гостей встречали в новом доме хлебом-солью. Хорошая традиция, которую и сейчас стараются соблюдать. Гости тоже приходили на новоселье с хлебом или булками. Прежде чем переступить через порог, бросали в дом несколько монет.

В тот же день в старом доме замешивали тесто, которое переносили в новый дом, и там уже пекли хлеб и приносили недоваренную кашу, чтоб доварить ее в новом доме. Первым заходил хозяин и нес горшочек с углем, он обносил его вдоль стен и разжигал огонь в печи. В дом в первую очередь заносили икону и стол. После семьи в дом заходили гости. Они бросали в ведро, которое находилось у порога, деньги на богатство. Женщины преподносили хозяйке дома овечью шерсть, покрывала, скатерти, муку, крупу, яйца, сало. Также было принято дарить что-либо сладкое - мед, сахар или выпечку. Приносили подарки, сделанные своими руками: табуретки, скамейки, половики, горшки. Некоторые гости приносили и живых кур, уток, кроликов, которых, входя, запускали в дом. Когда все гости собирались, начиналось застолье.

Гостей было принято угощать как можно лучше. Хозяева не хотели, чтобы кто-либо был недоволен и пожелал зла семье. Кроме того, считалось, что нельзя жадничать на новоселье, иначе в доме не будет достатка. Расходились гости поздно, желая хозяевам счастья и здоровья в новом доме. Гостей угощали перед уходом чашей кваса, и, выпивая до последней капли, каждый гость что-то желал хозяевам. Говорили такие слова: «Чтоб у ваших врагов осталось столько крови, сколько капель осталось в этой чаше» (со слов Домрачевой Тамары Николаевны и Домрачева Анатолия Григорьевича жителей деревни Маркелово Новоторъяльского района Республики Марий Эл).

Многие из этих традиций сохранились и сейчас. Пусть теперь чаще отмечают новоселье не в новом доме, а в новой квартире, веселье, добрые пожелания, счастливые приметы есть и сейчас. Традиция встречать гостей хлебом и солью, когда они вступают в новый дом, сохранилась. Она символизирует надежду на то, что в этом доме всегда будет вдоволь еды. Соблюдать или нет традиции, это каждый решает сам, главное, чтобы обстановка на празднике была теплая, радушная и по-домашнему уютная.

Механизмы, способы, формы, средства передачи традиции. Обряд «Входины» или «Новоселье» был показан на районном и республиканском фестивале семейно-родственных фольклорных ансамблей «Творцы и хранители». Фрагменты этого обряда используются в быту в селе Елембаево, деревнях Маркелово, Ексей-Елкино. Этот обряд требует изучения. В разных частях нашей страны его проводят по-разному. Обряд снят на видео в рамках республиканского фестиваля семейно-родственных ансамблей «Творцы и хранители» и выпущен на диске для распространения в клубные учреждения республики. Обряд «Входины» бытует в семье Домрачевых с.Елембаево Новоторъяльского района Республики Марий Эл и передается из поколения в поколение.

Степень научной разработанности. За подготовкой к семейному или корпоративному новоселью как-то забывается о старых добрых традициях, ритуалах, приметах. А ведь они действительно интересны. В каждой местности есть свои особенности проведения обряда «Входины». Каждый из них отличается какими-то особенностями. Как и в глубокой древности, вначале справляют новоселье своей семьей, а потом для соседей и гостей. Говорят, что если поверить в примету или в действенность ритуала, то все обязательно сбудется. Стол по своему определению немыслим без хлеба - как пищи, как символа благополучия. Неслучайно ведь по сей день бытует слово – хлебосольство – то есть открытое гостеприимство, радушие. Соль, по мнению народа, защищает от злых духов и сил. Если человек угостился предложенным хлебом-солью, значит, он не замышляет зла, принимает предложенную дружбу. Если же кто-то отказывается отведать хлеба-соли, он тем самым наносит хозяину большое оскорбление. Описание обряда «Входины» или «Новоселье» описаны в следующей литературе:

Панкеев И.А. « От крестин до поминок»;

Коринфский А.А. «Народная Русь»;

Панкеев И.А. «Обычаи и обряды русского народа».

Органы, учреждения, лица, представляющие кандидатуру – объект культурного явления: Елембаевский СДК Мосунова Татьяна Николаевна, Бастракова Татьяна Алексеевна

название учреждения (организации) – Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Новоторъяльская ЦКС»

почтовый адрес – Республика Марий Эл, п. Новый Торьял, ул.Культуры, 20

контактные телефоны, факс, 8 (83636) 9-26-29, факс 8 (83636) 9-12-80,

e-mail zksnt@mail.ru МБУК «Новоторъяльская ЦКС»

Ф.И.О. руководителя – Соколова Светлана Ивановна

1. Носитель традиции (коллектив, отдельный исполнитель) семейно-родственный фольклорный ансамбль Домрачевых Елембаевского СДК Новоторъяльского района Республики Марий Эл.

2. Ф.И.О. руководителя коллектива (исполнителя) Бастракова Татьяна Алексеевна, культорганизатор Елембаевского СДК МБУК «Новоторъяльская ЦКС»

3. Дата рождения – 15.11.1965 г.

4. Специальное образование – среднее специальное

5. Жанр – фольклорный

6. Условия исполнения – культурное пространство: русский фольклор, приспособленный к сценическому восприятию (участники от носителей).

7. Костюм (описание) – женский костюм (сарафан, блуза, платок), мужской костюм (вышитая красная рубашка, черные брюки).

8. Инструменты (описание) – гармонь

9. Дополнительные виды искусства, которыми владеет исполнитель – вокальное искусство, художественное чтение

10. Репертуар (комментарии) русские посиделки, праздник «Троица», обряды «Входины», «Сорока святых», «Ильин день».

11. Аудио, видео, фотоматериалы – видео - сценический вариант обряда «Входины», фотографии.

12. Дополнительные сведения, комментарии – семейно-родственный фольклорный ансамбль Домрачевых Елембаевского СДК Новоторъяльского района пропагандирует игры, праздники и обряды своей местности, которые сохранило старшее поколение, передавая опыт внукам и правнукам. Коллектив является дипломантом республиканского фестиваля семейно-родственных фольклорных ансамблей «Творцы и хранители», дипломант республиканского конкурса фольклорно-этнографических работ «По следам предков», занимаются собиранием русских диалектов, сбором русских народных пословиц и поговорок родной стороны.

13. Контактные координаты (почтовый адрес, телефон, факс)

89278881234 – Мосунова Татьяна Николаевна, директор Елембаевского СДК

89177161979 – Бастракова Татьяна Алексеевна, культорганизатор Елембаевского СДК.

Заведующая сектором по фольклору и НКН Новоторъяльского ЦКиД МБУК «Новоторъяльская ЦКС» - Н.А.Ефремова.