ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И
КУЛЬТУРНО–ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
МАРИЙ ЭЛ РЕСПУБЛИКЫСЕ "КАЛЫК
УСТАЛЫК ДА КУЛЬТУРКАНЫШ ПАША
ШОТЫШТО РЕСПУБЛИКЫСЕ
ШАНЧЕ-МЕТОДИК РЎДЕР" КУГЫЖАНЫШ
ТЎВЫРА БЮДЖЕТ ТOНЕЖШЕ

Элнет кадриль (Ильнетская кадриль)

Объект культурного явления Элнет кадриль (Ильнетская кадриль)

Место бытования (село, деревня, район, область, край, республика) деревня Элнет (Ильнеть) Менделеевского района Республики Татарстан. Кроме того, зафиксировано этого вида хореографии и в других марийских населенных пунктах группы «Елабужские мари»: дд. Актазики Менделеевского района, Б. Ерыкса и Марий Возжай Граховского района, Варали Алнашского района Удмуртии и др. В дер. Куклюк Елабужского района, к слову, эта кадриль исполняется несколько по-иному, хотя «кадрильный» принцип построения в целом сохранен.

Формы бытования, выражения соответствующего явления. «Кадриль» (местное название «Кадрель») – традиционный круговой (парно-массовый) танец, исполняемый в дни всенародных праздников в сельском клубе. Количество участников (пар в круге), как правило, от 5 пар и больше (нечетное количество пар – 5, 7, 9 и т. д. Танец в 3 пары внешне теряет свою хореографическую четкость и красочность, при четном количестве пар – также возникают сложности в выстраивании четких фигур). Традиционно исполняется парами, состоящими из парня и девушки, однако, при отсутствии, как правило, парней, исполняется кадриль и в неполном мужским, а также и женским составами.

Ценность культурного явления или формы выражения с исторической, художественной, этнологической, антропологической, лингвистической точек зрения. Редкий в марийской хореографической культуре образец танца типа «Кадриль» с характерными для подобных танцев чередованиями рефрена и нескольких эпизодов, представляет исключительную ценность как этнографический, культурно-исторический образец. Данный танец по праву можно считать эстетическим лицом не только елабужских переселенцев, но всех мари. Подобных, сугубо кадрильного типа танцев в марийском хореографическом искусстве зафиксировано немного – к таким можно отнести танец ивансолинских мари, ныне сохраненный в программе фольклорного ансамбля «Мурсескем» Ивансолинского СДК Куженерского района РМЭ. Танец этот своего, только к нему закрепленного названия не имеет; чаще всего его называют «Тавалтен куштымаш» («Танец с притопом»), термином, в принципе ничего не говорящим о его «кадрильном» характере и типе. К этому же типу относится и танец «Кандашыте» («В восьмером») Медведевского района РМЭ. Сказанное выше вовсе не означает, что только этими образцами ограничивается данный тип хореографии – это свидетельствует всего лишь еще о недостаточной исследованности хореографического наследия мари.

Механизмы, способы, формы, средства передачи традиции. Как все в традиции народа, танец усваивался каждым новым поколением от старших – матерей и отцов, братьев и сестер, друзей. В деревне Элнет эта цепочка в передаче хореографического наследия вообще выглядела так (что, впрочем, имело место не только здесь): в то время как старшие проводили свои вечера в клубе, наслаждаясь всеми видами хореографического богатства свого «куста», младшие их братья и сестры, которым, по общепринятым в то время этическим нормам, не разрешалось находиться в клубе, проводили свои «тусовки» в излюбленных местах, каковыми бывали вычищенные и подготовленные места возле чьего-либо амбара. Если в качестве музыкального сопровождения плясок для старших служили прочно вошедшие в быт гармоники (реже, когда не было гармониста – частушки), то «околоамбарные» пляски исполнялись исключительно под частушки. Именно здесь отшлифовывались элементы «авторских» «па» многих парней, которые затем, когда молодые полноценно вливались в равноправную «когорту», эти выученные элементы выносились на всеобщее обозрение перед клубной аудиторией. Хотя кадрили по сравнению с традиционной «Восьмеркой» реже исполнялись на таких «пятачках», тем не менее и они первоначально были освоены именно там.

Степень научной разработанности. Впервые описание этого вида танца было дано в «Очерках по народной хореографии мари» О.М.Герасимова (Йошкар-Ола, 2001). В монографии приведен также вариант одной из традиционных фигур (эпизода), предложенного (и исполненного) участниками фольклорно-этнографического ансамбля «Рия-рия» Марийского государственного университета.

Органы, учреждения, лица, представляющие кандидатуру – объект культурного явления:

название учреждения (организации) - Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл «Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности»

почтовый адрес – Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д.41

контактные телефоны: (836 2) 42-28-80, 42-54-75

факс – (836 2) 42-28-80

e-mail - cultur@mari-el.ru; culture.RME@gmail.com

Ф.И.О. руководителя – Дмитриева Тамара Викторовна

1. Носитель традиции (коллектив, отдельный исполнитель):

Фольклорный ансамбль «Элнет» Менделеевского района Республики Татарстан

2. Ф.И.О. руководителя коллектива: Мальгин Геннадий Александрович

3. Дата рождения: 18.09.1952

4. Специальное образование

5. Жанр: народная хореография

6. Условия исполнения – культурное пространство – при большом скоплении народа, клубная площадка, открытые пространства (на лугах и т. д.)

7. Костюм (описание):

а. Традиционный народный: девушки (женщины) – см. фото № 2 в «Фотогалерее»: четвертая слева во втором ряду;

б. Современная «эпикировка» – см. фото №№ 1-4 «Фотогалереи».

8. Инструменты (описание): гармонь (баян)

9. Дополнительные виды искусства, которыми владеет исполнитель - народные песни, обрядовый фольклор и танцы данного региона, а также других регионов (башкирских мари, кировских).

10. Репертуар (комментарии) – См. «Репертуар ансамбля «Элнет».

11. Аудио, видео, фотоматериалы – Прилагается

12. Дополнительные сведения, комментарии

13. Контактные координаты (почтовый адрес, телефон, факс, e-mail). 423644, Республика Татарстан, Менделеевский район, д. Элнет (Ильнеть). Тел. 8*85549 37307 (СДК); 8*85549 37370 и 89053734249 (Мальгин Г. А.)

Галерея
Состав коллектива